аннотация биология 10-11

При разработке программы по биологии теоретическую основу
для определения подходов к формированию содержания учебного предмета
«Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО
о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и требований к
уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и принципах,
характеризующих современное состояние системы среднего общего образования в
Российской Федерации, а также положения о специфике биологии, еѐ значении в
познании живой природы и обеспечении существования человеческого общества.
Согласно названным положениям определены основные функции программы по биологии
и еѐ структура.
Программа по биологии даѐт представление о целях, об общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Биология»,
определяет обязательное предметное содержание, его структуру, распределение по
разделам и темам, рекомендуемую последовательность изучения учебного материала с
учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательного процесса,
возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым
личностным, метапредметным и
предметным результатам
обучения
в формировании основных видов учебно-познавательной деятельности/учебных
действий обучающихся по освоению содержания биологического образования.
В программе по биологии (10-11 классы, базовый уровень)
реализован принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с формированием
естественно-научного мировоззрения,
ценностных
ориентаций
личности,
экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни и бережным
отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с изучением
общебиологических теорий, а также знаний о строении живых систем разного ранга и
сущности основных протекающих в них процессов в программе по биологии уделено
внимание использованию полученных знаний в повседневной жизни для решения
прикладных задач, в том числе: профилактики наследственных заболеваний человека,
медико-генетического консультирования, обоснования экологически целесообразного
поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности
человека на состояние природных и искусственных экосистем. Усиление внимания к
прикладной
направленности
учебного
предмета
«Биология»
продиктовано
необходимостью обеспечения условий для решения одной из актуальных задач школьного
биологического образования, которая предполагает формирование у обучающихся
способности адаптироваться к изменениям динамично развивающегося современного
мира.
Программа по биологии является ориентиром для составления рабочих программ,
авторы которых могут предложить свой вариант последовательности изучения и
структуры учебного материала, своѐ видение путей формирования у обучающихся 10-11
классов предметных знаний, умений и способов учебной деятельности, а также
методических решений задач воспитания и развития средствами учебного предмета
«Биология».
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Он
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, еѐ отличительных признаках - уровневой
организации и эволюции, создаѐт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социализации обучающихся. Изучение
биологии
обеспечивает
условия
для
формирования
интеллектуальных,
коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры, способствует
интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных предметов, в
частности, физики, химии и географии. Названные положения о предназначении учебного
предмета «Биология» составили основу для определения подходов к отбору и
структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлѐн
с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие
поведение человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной
жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают
элементы содержания, которые служат основой для формирования представлений о
современной естественно-научной картине мира и ценностных ориентациях личности,
способствующих гуманизации биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии
осуществлено с учѐтом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о еѐ уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в
структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система»,
«Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне - овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем
разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в
отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях,
законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования
представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания,
строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации,
выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
формирование
у
обучающихся
познавательных, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии
научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня
организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности,
развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на
основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
формирование
у
обучающихся
умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждѐнности в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении
биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической
культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.

В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии - 68 часов: в 10
классе - 34 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часов (1 час в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».