Нормативно-правовая база разработки учебного плана
Учебный план основного общего образования является нормативным
документом МАОУ «Барабинской СОШ» и составлен в соответствии:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 28.02.2025 г;
2) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области" с изменениями от 25.09.2017;
3)Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от
04.03.2025 г.)
4) Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 370 “Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования”
5) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
7) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с
изменениями от 08.11.2022 г.
8) Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 №31 «"О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного
общего образования".
9) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 декабря 2023 г. № 1028 "О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства
просвещения
Российской
Федерации,
касающиеся
федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования".
10) Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2024
N 77830) .
11) Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 N 704 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего
образования и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025
N 81220) вступает в силу 01.09.2025 г.
12)Устав МАОУ «Барабинской СОШ»;
13)Программа основного общего образования МАОУ «Барабинской СОШ»
2023-2028 гг.
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана
Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений,
внесенных приказом от от 09.10.2024 № 704 для обучающихся, которые начали
освоение ООП ООО до 01.09.2025.
Учебный план:
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и
время, отводимое на их освоение и организацию;
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное
изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МАОУ
Барабинская СОШ» использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
В интересах детей, с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная
траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей,
темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения
образовательной программы основного общего образования. Продолжительность
учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели.
В МАОУ Барабинская СОШ» установлен режим пятидневной учебной недели.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем
максимально допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не
превышает шести уроков, в 7–9-х классах – семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки:
в 5-х классах – 29 часов в неделю;
6-х классах – 30 часов в неделю;
7-х классах – 32 часа в неделю;
8–9-х классах – 33 часа в неделю.
Обучение в МАОУ «Барабинская СОШ» ведется на русском языке. Учебный
план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная
литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители
обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные
предметы.
Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй
иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки»,
так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет.
С 2025/26 учебного года меняется формат изучения учебного предметов
«История» и «Обществознание» на уровне ООО. Учебный предмет «История» в
рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» с
01.09.2025 включает в себя учебные курсы «История России», «Всеобщая история» и
«История нашего края», на которые суммарно отводится по 3 часа в неделю в 6–7-х
классах.
В 8-9-х классах на учебный предмет «История» отводится по 2 часа в неделю. В
соответствии с ФОП ООО в 2025/26 учебном году в 9-х классах в рамках учебного
предмета «История» реализуется учебный модуль «Введение в новейшую историю
России» (приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370). Модуль включен в
программу, чтобы познакомить обучающихся с ключевыми событиями новейшей
истории России, предваряя систематическое изучение отечественной истории XX начала XXI в. в 10-11 классах. В учебном плане предусмотрено изучение модуля
отдельным курсом в части, формируемой участниками образовательных отношений
объемом 17 часов или по 1 часу в неделю во втором полугодии.
Учебный предмет «Обществознание» в 6-7-х классах не изучается. В 2025/26
учебном году учебный предмет «Обществознание» изучают обучающиеся 8-9-х
классов по 2 часа в неделю.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано
для увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне. Так, на
учебный предмет информатика для 5–6 классов составлена из расчёта общей
учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в
неделю в 6 классе.
Русский язык (сжатое изложение и сочинение-рассуждения)
Нацелен для школьников, которым необходима углублённая подготовка при
написании сжатого изложения и сочинения- рассуждения, что способствует
совершенствованию навыков работы с текстами. Язык речевого развития - это и
степень развития мышления, что является условием для успешной работы по всем
учебным предметам.
В 8 классе на изучение предмета отводится 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе
на изучение отводится 0,5 часа в неделю.
"Избранные вопросы математики"
Программа курса «Избранные вопросы математики» для 7, 8 классов
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования. На данном предмете есть возможность устранить
пробелы ученика по тем или иным темам. При этом решение задач предлагается
вести двумя основными способами: арифметическим и алгебраическим через
составление математической модели. В 7 и 8 классе на изучение предмета
отводится по 34 часа (1 час в неделю).
При реализации учебного плана количество часов на физическую
культуру составляет 2 часа, третий час в 5 и 7 к л а с с а х реализуется
образовательной организацией за счёт части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной
деятельности:
«Разговоры о важном» – отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах;
«Россия – мои горизонты» – отводится по 1 часу в неделю в 6–9-х
классах
«Функциональная грамотность»– отводится по 1 часу в неделю в 6,7,9-х
классах;
«Финансовая грамотность» – отводится по 1 часу в неделю в 9-х
классах;
«Волейбол»- отводится по 1 часу в неделю в 6,8,9-х классах;
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
основного общего образования определяет МАОУ «Барабинская СОШ».
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса
не превышает продолжительности выполнения 2 часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6-8
классов, 3,5 часа - для 9-го класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по
всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется
в электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня – 16.00. Для
выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка
доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений),
предоставляется достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации
образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную
деятельность, проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими
требованиями и Гигиеническими нормативами.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с
календарным учебным графиком образовательного учреждения по предметам
Учебного плана основного общего образования с учетом требований ФГОС ООО,
и в соответствии с Положением о проведении промежуточной аттестации
учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное
установление
фактического
уровня
освоения
образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной
программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить
пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные
потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений,
продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной
программы
Промежуточная аттестация в ОО проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися
образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых
учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы
получения образования, формы обучения, факта пользования платными
дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (полугодовую)
промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету,
курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (полугодию), а также готовую
промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету,
курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов
четвертных (полугодовых) промежуточных аттестаций, и представляет собой
результат четвертной
(полугодовой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина,
модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (полугода), либо среднее
арифметическое результатов четвертных (полугодовых) аттестаций в случае, если
учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок
более одной четверти (полугода). Округление результата проводится в
соответствии с правилами математического округления.
Периодичность и формы промежуточной аттестации:
письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему
вопросов(заданий). К письменным ответам относятся:
- контрольные работы;
- всероссийские проверочные работы;
- итоговое собеседование по русскому языку как условие допуска к
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего, проводимое для обучающихся по образовательным
программам основного общего образования;
- контрольные работы для обучающихся 9 – х классов, осваивающих
образовательные программы основного общего образования;
Всероссийская проверочная работа (ВПР)- проводится в качестве итоговой
контрольной работы.
Контрольные работы для обучающихся 9 – х классов, осваивающих
образовательные программы основного общего образования проводятся в
соответствии с приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области.
В образовательном учреждении издается приказы по проведению
контрольных работ для обучающихся 9 – х классов, осваивающих
образовательные программы основного общего образования, с указанием
организационных мероприятий, ответственных за организационные мероприятия,
сроков их исполнения, в том числе подготовка аудиторий к проведению
контрольных работ и их техническое оснащение.
Устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в
форме беседы, собеседования и другое;
Периодичность проведения промежуточной аттестации определена
рабочей программой.
Иные формы промежуточной аттестации:
- административные
контрольные
работы
(стандартизированные
письменные и устные работы);
Административные
контрольные
работы
(стандартизированные
письменные и устные работы) проводятся, как правило, по окончании второй
четверти или учебного года и включают проверку сформированности
предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой
оценку достижения обучающимися результатов по отдельным предметам.
График оценочных процедур утверждается ежегодно в начале учебного года.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как
правило, по пятибалльной системе.
При пропуске учащимся по уважительной причине (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденные документально более половины учебного
времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля
учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации.
Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется ОО с учетом
учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления
учащегося (его родителей, законных представителей).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как
посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в
электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу
родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в
рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны
прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной
форме. Родители (законные представители) имеют право на получение
информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной
форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны
обратиться к классному руководителю.
Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации
могут быть установлены ОО для следующих категорий учащихся по заявлению
учащихся (их законных представителей):
- выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады
школьников, на российские или международные спортивные соревнования,
конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные
мероприятия;
- отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
– для иных учащихся по решению педагогического совета.
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки
и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным
учебным планом.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на педагогическом совете ОО.
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с
положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МАОУ «Барабинская
СОШ».
Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся,
определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных
курсов и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы
промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов
представлены в таблице.
Предметы, курсы
Классы
Формы промежуточной аттестации
5–7-е
Диктант с грамматическим заданием,
изложение
8–9-е
Контрольная работа, сочинение
5–6-е
Задания на основе анализа
текста, сочинение
7–9-е
Контрольная работа, сочинение
Русский язык
Литература
Иностранный язык (английский) 5–9-е
Контрольная работа
Математика
5–6-е
Контрольная работа
Алгебра
7–9-е
Комплексная контрольная работа
Геометрия
7–9-е
Вероятность и статистика
7–9-е
Информатика
7–9-е
Индивидуальный проект
5–8-е
Контрольная работа
9-й
Индивидуальный проект
6–7-е
Тест
8–9-е
Реферат
География
5–9-е
Контрольная работа
Физика
7–9-е
Контрольная работа, лабораторная
работа
Химия
8–9-е
Контрольная работа, лабораторная
работа
5–7-е
Контрольная работа
8–9-е
Контрольная работа, групповой проект
ОДНКНР
5–6-й
Тест
Изобразительное искусство
5–7-е
Разработка предметов живописи
Музыка
5–8-е
Тест, индивидуальный проект
Труд (технология)
5–9-е
Разработка изделий
Физическая культура
5–9-е
Сдача нормативов, тест
Основы безопасности и защиты
Родины
8–9-е
Тест
Разговоры о важном
5–9-е
Встроенное педагогическое наблюдение
Россия – мои горизонты
5–9-е
Встроенное педагогическое наблюдение
Функциональная грамотность
5-7, 9-е
Комплексная диагностическая работа
История
Обществознание
Биология
Финансовая грамотность
9-й
Комплексная диагностическая работа
Волейбол
8,9-й
Сдача нормативов, тест
Учебный план основного общего образования на 2025/26 учебный год
Учебные
Предметные области
предметы
Количество часов в неделю
Всего
V
VI
VII
VIII IX
класс класс класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранный язык 3
(английский)
3
3
3
3
15
Математика
5
5
–
–
–
10
Алгебра
–
–
3
3
3
9
Геометрия
–
–
2
2
2
6
Вероятность и
статистика
–
–
1
1
1
3
Информатика
–
–
1
1
1
3
История
3
3
3
2
2
13
Обществознание
–
–
–
1
1
2
География
1
1
2
2
2
8
Физика
–
–
2
2
3
7
Химия
–
–
–
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Изобразительное
искусство
1
1
1
–
–
3
Музыка
1
1
1
1
–
4
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Основы безопасности
и защиты Родины
Основы
безопасности и
защиты Родины
1
1
2
Физическая культура
Физическая
культура
Русский язык и
литература
Иностранные языки
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы
Естественно-научные
предметы
Искусство
Итого
2
2
2
2
2
10
27
28
30
31
32
148
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по
выбору:
2
2
2
2
1
9
Информатика
1
1
–
–
–
2
Русский язык (сжатое изложение и
сочинение-рассуждения)
-
–
–
1
1
2
"Избранные вопросы математики"
–
–
1
1
-
2
Спортивные игры
1
1
1
–
–
2
Всего в неделю
29
30
32
33
33
157
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
Всего учебных часов на учебный период
986
1020
1088
1122
1122
5338
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
5
Курсы внеурочной деятельности
Разговоры о важном
Россия – мои горизонты
Функциональная грамотность
1
1
1
Финансовая грамотность
–
–
–
-
1
1
Волейбол
-
-
-
1
1
2
Итого на реализацию курсов
внеурочной деятельности
3
3
3
3
5
17
1
3