ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА План внеурочной деятельности основного общего образования МАОУ «Барабинская СОШ» является нормативным документом и составлен в соответствии с нормативными документами: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 3) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 года, 28 мая 2014, 17 июля 2015 г.) 4) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 6) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" 7) Устав МАОУ «Барабинская СОШ»; 8) Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Барабинская СОШ» на 2023-2028 гг. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя: 1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); 3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; 4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историкокультурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других; 6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); 7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); 8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающихся с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. При выборе направлений и отборе содержания обучения в МАОУ «Барабинская СОШ» учитывается возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью. При отборе направлений внеурочной деятельности школа ориентируется на потребности, интересы обучающихся. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители (законные представители). Формы реализации внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности в МАОУ «Барабинская СОШ» следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные кружки; соревновательные мероприятия, секции, экскурсии, миниисследования; общественно полезные практики и др. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа. Направления внеурочной деятельности: 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 3. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 4. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 5. Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 6. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Основные направления внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. Цель: Заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Форма организации: учебный курс физической культуры. Коммуникативная деятельность. Цель: совершенствование функциональной языковой, читательской, грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Форма организации: учебный курс в форме факультатива. коммуникативной Художественно-эстетическая творческая деятельность. Цели: расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности. формирование движений, свойственных ритмике; развитие культуры движений под музыку; способность к импровизации и творчеству. расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности. Форма организации: творческие мастерские; выставки творческих работ, постановка концертных номеров, театральная студия, спектакли по мотивам сказок. Интеллектуальные марафоны. Цель: расширение знаний и представлений о профессиях, формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Форма организации: экскурсии, конкурс «Учение с увлечением!»: Цель: совершенствование навыков по учебным предметам для учащихся, испытывающих трудности в его изучении; углубление интереса к его изучению. Форма организации: учебный курс – факультатив. Организация занятий по направлениям представлена в Плане внеурочной деятельности и является частью образовательного процесса в МАОУ «Барабинская СОШ». План внеурочной деятельности составляется ежегодно на новый учебный год. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООП НОО Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие). При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться: на внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) еженедельно - от 2 до 4 часов; на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности - от 1 до 2 часов; на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов; на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно - от 2 до 3 часов. Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы позволяют сегодня реализовать учебный план 1-4 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме до 1320 академических часов за четыре года обучения. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Мероприятия по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении имеются следующие условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, кабинет технологии, кабинет музыки, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам. Таким образом, план внеурочной деятельности создаѐт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся. План внеурочной деятельности начального общего образования 2024-2025 учебный год 1-4 классы ФИО педагога Масленникова Анастасия Дмитриевна Классные руководители Классные руководители Классные руководители Классные руководители Бахарев в.А Итого количество часов внеделю 1 Класс 2 3 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 5 5 4 Название кружка, курса Направление Школьный театр Художественно-эстетическая творческая деятельность Разговоры о важном Функциональная грамотность Тропинка в профессию Орлята России Коммуникативная деятельность Робототехника интеллектуального направления Коммуникативная деятельность Интеллектуальные марафоны Коммуникативная деятельность ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООП ООО Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: 1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; 2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; 3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; 4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; 5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; 6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; 7) формирование культуры поведения в информационной среде. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ при формировании плана внеурочной деятельности предусмотрена часть для всех обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). План внеурочной деятельности основного общего образования 2024-2025 учебный год 5-9 класс ФИО педагога 5 Классы 7 6 8 9 Белоглазов П.В. 1 Классные руководители 1 1 1 1 1 Классные руководители - 1 1 1 1 Волейбол 1 Пиканова Н.Ю Липина В.А. Харламова Н.В Итого количество часов в неделю Название кружка, курса Разговоры о важном Россия-мои горизонты 1 1 3 Жизнь ученических сообществ Общероссийское общественногосударственное движение детей и молодежи (движение первых) Юнармия 1 1 3 3 Финансовая грамотность 1 Функциональная грамотность 3 Направление Спортивнооздоровительная деятельность Коммуникативная деятельность Социальная деятельность Социальная деятельность Коммуникативная деятельность 4 1 Берсенева С.Н. 1 Старков И.Г ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООП СОО План составлен с целью совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Основные принципы плана: - учёт познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей (законных представителей); - построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами; - соблюдение преемственности и перспективности обучения. План отражает основные цели и задачи, стоящие перед образовательной организацией. Целью внеурочной деятельности является – создание условий для развития творческого потенциала обучающихся и последующего усвоения образовательных программ – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Внеурочная деятельность решает следующие специфические задачи: -создание комфортных условий для позитивного восприятия ценностей ООО, СОО и более успешного освоения их содержания; -способствование осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения; - компенсация отсутствия или дополнения, углубления тех или иных учебных направлений, которые нужны обучающимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизация жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств; - ориентация обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам. Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организация образовательной деятельности при получении среднего общего образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на уровне среднего общего образования составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и другие). План внеурочной деятельности среднего общего образования 2024-2025 учебный год ФИО педагога Классы Название кружка,курса 10 1 1 Россия- мои горизонты Классые руководители Харламова Н.В 1 1 Разговоры о важном 1 1 Избранные вопросы математики Берсенева С.Н 1 Итого количество часов в неделю 4 Классные руководители Направление 11 Трудные вопросы химии Интеллектуальные марафоны Коммуникативная деятельность Коммуникативная деятельность общеинтеллектуальное направление 3 Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности Для организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении имеются следующие условия: занятия проводятся в одну смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, кабинет технологии, кабинет музыки, библиотека, компьютерный класс, спортивная площадка. Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и спортивным инвентарем. Материальная и техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам. Таким образом, план внеурочной деятельности создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся.