Нормативно-правовая база разработки учебного плана Учебный план начального общего образования является нормативным документом МАОУ «Барабинской СОШ» и составлен в соответствии: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 ―Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования‖ 3) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"; 4) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 10 июня 2019г). 5) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6) Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 7) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; 8) Устав МАОУ «Барабинской СОШ; Пояснительная записка Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Барабинская СОШ» (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МАОУ «Барабинская СОШ». Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 с учетом изменений, внесенных приказом от от 19.03.2024 № 171. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: • для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; • 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МАОУ «Барабинская СОШ» выделено: • в 1-х классах – 21 час в неделю; • 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. «Русский язык и литературное чтение». 2. «Иностранный язык». 3. «Математика и информатика». 4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Технология». 8. «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: • «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); • «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); • «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); • «Труд (технология)» – модуль «ИКТ» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы религиозных культур народов России». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит 1час предмета спортивные игры в 1-3 классах. Общей целью школьного образования по спортивным играм является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. На курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ «Барабинская СОШ», по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: • «Тропинка в профессию», 1–4-й классы (1 час в неделю); • «Функциональная грамотность», 1–4-й классы (1 час в неделю); • «Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю); • «Школьный театр», 3-й класс (1 час в неделю); • «Орлята России», 1–4-й классы (1 час в неделю); • «Робототехника», 2-3-й классы (1 час в неделю). Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МАОУ «Барабинская СОШ». Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ «Барабинская СОШ». Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МАОУ «Барабинская СОШ». В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, К Формы промежуточной аттестации курсы, модули лассы Русский язык 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Литературное чтение 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы 2–4-й Окружающий мир Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Основы религиозных 4-й культур и светской этики Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в Иностранный (английский) язык Математика классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале 2–4-й Учет учебных достижений на основе накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале Изобразительное искусство Музыка (Труд) технология Физическая культура Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество неделю часов в Всего 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс Обязательная часть Русский язык и Русский язык литературное чтение Литературное чтение 5 5 5 20 4 4 4 4 16 язык – 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 религиозных – и светской – – 1 1 Иностранный (английский) Иностранный язык Математика информатика 5 и Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир («Окружающий мир») Основы культур этики Искусство религиозных Основы и светской культур этики Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология (Труд) технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: 1 1 1 – 3 Спортивные игры 1 1 1 – 1 Всего в неделю 21 23 23 23 90 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 (при пятидневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Тропинка в профессию 1 1 1 1 4 Функциональная грамотность 1 1 1 1 4 Разговоры о важном 1 1 1 1 4 Школьный театр - - 1 - 1 Орлята России 1 1 1 1 4 5 4 18 Курсы внеурочной деятельности Робототехника 1 Итого на реализацию курсов внеурочной 4 деятельности 5