Аннотация Индивидуальный проект

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу для разработки настоящей рабочей программы по
учебному предмету «Индивидуальная проектная деятельность» для 10 класса составляют
следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ;
2. ФГОС СОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
31.12.2015 года № 1577);
3. Приказ № 345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образова ния»;
4. Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019г №632 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего,
основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 №345;
5. Авторская программы курса «Индивидуальный проект». 10-11 классы. Д.А. Логинов, 2018.
Цели и задачи учебного курса
Цель программы: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи:
>
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
>
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
>
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школь ников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение
навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного,
комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руковод ством учителя, по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов,
курсов в любой избранной области деятельности.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение двух лет в рамках
учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя дополнительного образования сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностнозначимую проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования,
выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу
свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.

Место и роль учебного курса «индивидуальная проектная деятельность»
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки
к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на
освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их
возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых
необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьни ками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа освоения. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством
взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов,
идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме.
Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть
свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным
лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно
также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а
именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию.
Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать пользоваться
научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Для этого также
должны выделяться специальные часы, а проведённая работа - учитываться и оцениваться.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения
проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого
необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
>
что будет предметом доклада или сообщения участников события;
>
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на
понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
>
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискусси ей, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка
шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
>
кто является регулятором дискуссии - педагог, ведущий (регулирующий) этот
курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное
продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с
разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны пуб личные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные
и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.

В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы - студенты
вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных
с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что
необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в
рассуждениях ученика, а с другой - непременно обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, для того,
чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение
ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными
способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в
задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сцени рование события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальная проектная
деятельность», значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную
работу.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, са мостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола,
где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут
быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
На уровне среднего общего образования роль учителя сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят
цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу,
ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной
и учебно-исследовательской деятельности являются:
>
социальное;
>
бизнес-проектирование;
>
исследовательское;
>
инженерное;
>
информационное.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно
выделить следующие:
>
макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
>
постеры, презентации;
>
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
>
реконструкции событий;
>
эссе, рассказы, стихи, рисунки;
>
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
>
документальные фильмы, мультфильмы;
>
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
>
сценарии мероприятий;
>
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые
носители)и др.
Результаты учебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
>
рефератов;
>
статей, обзоров;
>
отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным
предметным областям;
>
моделей, образцов.
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:

>
конференций,
>
семинаров
>
круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
1)
консультирует (учительпровоцирует вопросы,размышления, самостоятель
ную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.);
2)
мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуациюпроектной дея
тельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
3)
провоцирует (предлагает вопросы, требующиеразмышления,самостоятель
ной оценки деятельности, моделирует различные ситуации);
4)
наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать
во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;
5)
координирует работу обучающихся.
Роль ученика
1)
выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности;
2)
имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для
достижения поставленной цели;
3)
имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме);
4)
повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты;
5)
самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов;
6)
возможность совместной интеллектуальной деятельности малых групп, консультации учителя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».