Учебный план НОО 1-4 классы на 2023-2024

Нормативно-правовая база разработки учебного плана
Учебный план начального общего образования является нормативным
документом МАОУ «Барабинской СОШ» и составлен в соответствии:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 ―Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования‖
3) Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области";
4) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями от 10 июня 2019г).
5) Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6)
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
7) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования";
8) Устав МАОУ «Барабинской СОШ;
Пояснительная записка
Учебный план образовательной организации, реализующей ООП НОО (далее учебный план), фиксирует общий объѐм нагрузки, максимальный объѐм аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе
учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счѐт учебных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их
изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков,
по классам (годам) обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего
образования реализуется через возможность формирования программ начального общего
образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объѐм обязательной части программы начального общего образования составляет
80%, а объѐм части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объѐма.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
1

обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО,
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учѐтом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объѐм максимально допустимой нагрузки в течение дня должен
соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной
деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во
время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учѐтом обязательных
для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающих углублѐнное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и
совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учѐтом выбора участниками
образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня,
предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от
урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно-полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации ООП НОО определяет организация,
осуществляющая образовательную деятельность.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываются индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке.
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской
поддержкой.
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
Характеристика общих целей обучения по каждой предметной области и учебному
предмету
Русский язык и литературное чтение. Предметная область включает два учебных
предмета: Русский язык и Литературное чтение.
Изучение русского языка в первом классе начинается после периода обучения
грамоте. На изучение русского языка в начальной школе выделяется 5 часов в неделю в 14 классах. Изучение курса направлено на формирование первоначальных представлений о
2

русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения
людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе (4 часа в неделю в
1- 4 классах) ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой
деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные
виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской
литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств школьника, способного к
творческой деятельности.
Предметная область иностранный язык включает один учебный предмет
иностранный язык. Иностранный язык (английский) в начальной школе изучается со 2
класса (по 2 часа в неделю в каждом классе). Данный предмет способствует
формированию дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на
основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных
навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на иностранном языке.
Математика и информатика. Предметная область реализуется предметом
«Математика». На изучение этого курса выделено 4 часа в неделю. Курс направлен на
развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения,
обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание («окружающий мир»). Предметная область
реализуется с помощью учебного предмета «Окружающий мир» (по 2 часа в неделю в
каждом классе). Его изучение направлено на формирование уважительного отношения к
семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны,
ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
«Основы религиозных культур и светской этики» (1 час в неделю в 4 классе).
Предметная область направлена на формирование у младшего школьника мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Искусство. Предметная область включает два предмета: Изобразительное
искусство и Музыка. На каждый предмет выделено по 1 часу в неделю для каждого
класса. Курс направлен на развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Технология. Предметная область представлена учебным предметом «Технология».
Учебный предмет направлен на формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения
прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности. На изучение данного предмета в 1 -4 классах отводится по 1 часу в неделю.
Физическая культура. Предметная область реализуется предметом «Физическая
культура». Занятия по физической культуре (2 часа в неделю в каждом классе)
направлены на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование
3

первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни. Третий час реализуется образовательной организацией за счет часов внеурочной
деятельности и (или) за счѐт посещения обучающимися спортивных секций, школьных
спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит 1час
предмета спортивные игры в 1-3 классах. Общей целью школьного образования по
спортивным играм является формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с
календарным учебным графиком образовательного учреждения по предметам Учебного
плана основного общего образования с учетом требований ФГОС ООО, и в соответствии с
Положением о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления
текущего контроля их успеваемости.
Целями проведения промежуточной аттестации являются:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной
программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
- соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
- оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в
освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности
учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в
достижении планируемых результатов освоения образовательной программы
Промежуточная аттестация в ОО проводится на основе принципов объективности,
беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ
осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть
поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта
пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных
обстоятельств.
Промежуточная аттестация проводится со второго класса.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (полугодовую)
промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам четверти (полугодию), а также готовую промежуточную
аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине,
модулю по итогам учебного года.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных
(полугодовых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной
(полугодовой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль
осваивался обучающимся в срок одной четверти (полугода), либо среднее арифметическое
результатов четвертных (полугодовых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс,
дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (полугода).
Округление результата проводится в
соответствии с
правилами
математическогоокругления.
Периодичность и формы промежуточной аттестации:
письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов
(заданий). К письменным ответам относятся:
- контрольные работы;
4

- всероссийские проверочные работы;
Устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме
беседы, собеседования и другое;
Периодичность проведения промежуточной аттестации определена рабочей
программой.
Иные формы промежуточной аттестации:
- административные контрольные работы (стандартизированные письменные и
устные работы);
Административные контрольные работы (стандартизированные письменные и
устные работы) проводятся, как правило, по окончании второй четверти или учебного
года и включают проверку сформированности предметных результатов. Оценка
предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися
результатов по отдельным предметам.
График оценочных процедур утверждается ежегодно в начале учебного года.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по
пятибалльной системе.
В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся и домашних заданий. В течение первого полугодия первого года обучения
контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце
учебного года; в день можно провести не более одной контрольной работы.
При пропуске учащимся по уважительной причине (болезнь или иные
обстоятельства), подтвержденные документально более половины учебного времени,
отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет
право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения
промежуточной аттестации определяется ОО с учетом учебного плана, индивидуального
учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных
представителей).
Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как
посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме
(дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных
представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями
(законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты
промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные
представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной
аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих
документов, для чего должны обратиться к классному руководителю.
Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть
установлены ОО для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их
законных представителей):
- выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на
российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады
и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;
- отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
– для иных учащихся по решению педагогического совета.
Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным
планом.
Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на педагогическом совете ОО.
Учебный план начального общего образования
5

Учебные предметы

Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение

Количество часов в неделю
классы
I
II
III
IV
Обязательная часть
5
5
5
5
Русский язык

Всего
20

4

4

4

4

16

0

2

2

2

6

4

4

4

4

16

Обществознание
и
естествознание
Окружающий мир
(окружающий
мир)

2

2

2

2

8

Основы
религиозных
культур и
светской этики

0

0

0

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

1
2

1
2

1
2

1
2

4
8

Литературное чтение

Иностранный
язык

Иностранный язык

Математика и
информатика

Математика

Основы религиозных
культур и светской
этики.
Музыка

Искусство

Изобразительное
искусство

Технология

Технология

Физическая
культура

Физическая культура

Итого
20
22
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Спортивные игры
1
1
1
Итого
Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе
Учебные недели

23

87

0

3

1

1

1

0

3

21
33

23
34

23
34

23
34

90
135

693

782

782

782

3039

Всего учебных часов на учебный период

Школа работает по 5-дневной учебной неделе. Занятия организованы в одну смену.
Для обучающихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет
5 дней.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954
часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного
6

процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
в 1 классе - 35 минут (сентябрь - декабрь), 40 минут (январь - май);
в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ - 40 минут;
в 2-4 классах - 40минут (по решению образовательной организации).
Продолжительность перемен между уроками - 10 минут, большие перемены после
1 и 2 урока – 20 минут и после 4 и 5 урока - 20 минут. Организовано горячее питание.
Основные показатели учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания
образования по классам и учебным предметам;
максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся;
максимальная нагрузка с учѐтом деления классов на группы;
план комплектования классов.
Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час
реализовывается образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и

7

за счѐт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов,
включая использование учебных модулей по видам спорта.
Учебный план образовательной организации составляется в расчѐте на весь
учебный год.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной
организацией.
Суммарный объѐм домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и
3 классов, 2 часа - для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объѐма домашнего задания учеников каждого класса по всем
предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объѐм
внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального
общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учѐтом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной
организации.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учѐтом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Содержание данных занятий формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм
организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые
студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования,
спортивные клубы, общественно полезные практики и другое.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».